Казань и Сочи стали самыми удобными городами для инвалидов
Самыми удобными городами для инвалидов сегодня можно назвать Казань и Сочи. Но и в других городах полным ходом идет работа по созданию необходимой инфраструктуры - например, в Крыму и Севастополе скоро появятся специальные пляжи для людей с ограниченными возможностями. О том, что в ближайшее время изменится в жизни инвалидов, "РГ" рассказал министр труда и социальной защиты Максим Топилин.
Максим Анатольевич, почему именно Казань и Сочи стали образцовыми с точки зрения доступности?
Максим Топилин: Казань по праву может гордиться оборудованием метро и других объектов транспортной инфраструктуры. Конечно же, Сочи - лидер по масштабу и качеству проведенной работы. Все, что возводилось в Сочи с нуля или переоборудовано в преддверии Олимпийских и Паралимпийских игр - транспорт, дороги, спортивные объекты, гостиницы, места общественного питания и так далее, создано с учетом потребностей людей с инвалидностью.
В этом году к Госпрограмме "Доступная среда" присоединились Крым и Севастополь. Уже к следующему летнему сезону на полуострове будут оборудованы некоторые места отдыха, в том числе пляжи, удобные для инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. И здесь мы говорим не только о пандусах, но и, например, специальных инвалидных колясках, в которых инвалиды смогут безопасно искупаться в море.
Только что принят огромный закон, который нам позволит делать реальные шаги по исполнению Конвенции о правах инвалидов. Какие самые принципиальные изменения произошли в законодательстве?
Максим Топилин: Закон содержит много новелл, которые помогут обеспечить права инвалидов в реальной жизни. К примеру, впервые будут определены условия доступности среды не для инвалидов вообще, а для конкретных групп в зависимости от нарушенных функций организма. Например, для инвалидов по зрению текстовые сообщения будут дублироваться голосовыми сообщениями. Там, где это необходимо, предусмотрят знаки, выполненные шрифтом Брайля. Инвалидам-колясочникам поможет специально обученный персонал. Особенно это актуально на транспорте.
Нарекания людей вызывают результаты медико-социальной экспертизы (МСЭ). Во многом это связано с тем, что нет конкретных и понятных показателей для оценки нарушений функций организма. Поэтому законом предусмотрено реформирование этой системы. Будут введены новые классификации и критерии МСЭ. Они предусматривают количественную оценку степени нарушения функций у человека. Это даст возможность устранить субъективизм экспертов при освидетельствовании.
С точки зрения законодательства, мы сделали уже все, что необходимо для выполнения Конвенции или будут еще разрабатываться документы?
Максим Топилин: Будут. Причем большинством министерств. Ведомства должны разработать и начать реализовывать в течение переходного периода собственные комплексы мероприятий по повышению доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере установленных полномочий, например, Минтранс - в сфере транспорта, Минкультуры - в сфере культуры и так далее. То есть это своего рода "дорожные карты" создания безбарьерной среды, а также оказания помощи инвалидам при предоставлении услуг. Проекты нормативных актов ведомств будут согласовываться в Минтруде.
Кроме того, одним из ключевых инструментов реализации Конвенции является программа "Доступная среда". Сейчас мы работаем над ее продлением до 2020 года.
Очевидно, что за несколько лет создать повсеместно доступную среду невозможно. Что удалось сделать по программе "Доступная среда" на сегодня?
Максим Топилин: Действительно, в короткий срок повсеместно сделать среду доступной невозможно, тем более что до 2011 года, до начала программы, этой проблемой практически никто не занимался. Но изменения есть: напомню, что на старте, в 2011 году, программа начиналась с трех пилотных регионов. В этом году география программы охватывает уже 75 регионов, включая Республику Крым и Севастополь. Дооборудуются социально значимые объекты: поликлиники, больницы, аптеки, школы, театры и так далее. Напомню, перечни социально значимых объектов определяются с учетом мнения общественных организаций инвалидов - это обязательное условие. Мы ожидаем, что по итогам этого года под нужды инвалидов будет оборудовано более 11 тысяч приоритетных объектов. Всего в этом году на софинансирование региональных программ "Доступная среда" из федерального бюджета было направлено 3,16 миллиарда рублей. Плюс регионы вложили около 3,6 миллиарда собственных средств. Безусловно, это только начало. Наряду с программными способами, необходимо использовать и другие возможности для создания условий доступности, в том числе заложенные законом, о котором я говорил.
Кроме того, актуальным является вопрос организации производства ассистивных и вспомогательных устройств, обеспечивающих доступность - тактильная плитка, подъемники, поручни и другие, а также технических средств реабилитации инвалидов. Такие проекты уже реализованы по отдельным направлениям, но нам предстоит решить этот вопрос системно. Уже сейчас можно сказать, что по отдельным направлениям потребуется привлечение зарубежных партнеров, в основном это касается технически сложных изделий.
Государство постоянно расширяет возможности для трудоустройства инвалидов. Доска объявлений служб занятости пестрит пометками: "вакансия для инвалидов". А сами инвалиды готовы работать?
Максим Топилин: Мы видим, что все больше людей с ограничениями здоровья стремятся к профессиональному обучению, трудоустройству, открытию собственного дела. На этом сказывается и повышение уровня доступности инфраструктуры в рамках госпрограммы "Доступная среда", а также расширения мер по содействию трудоустройства инвалидов. За последние три года уровень трудоустройства инвалидов вырос с 35 до 42 процентов от численности инвалидов, обратившихся в органы службы занятости. В 2011-2013 годах дополнительно трудоустроены свыше 1,7 тысяч инвалидов в рамках реализации "Доступной среды". Работает механизм квотирования рабочих мест для инвалидов: около 76 процентов квотируемых мест сейчас занято - это 380 тысяч рабочих мест.
С 2009 года федеральный бюджет выделяет средства на оборудование рабочих мест для инвалидов. В 2013-2015 годах по этому направлению должно создаваться не менее 14,2 тысяч рабочих мест ежегодно. На сегодня в среднем нормативы затрат из федерального бюджета на создание одного рабочего места составляют 100 тысяч рублей, тогда как в 2009 году мы начинали с компенсации в размере 30 тысяч рублей. Важно, что рабочие места создаются в основном не на предприятиях общественных организаций инвалидов, а на открытом рынке труда.
Однако уровень занятости инвалидов остается низким: работают только 28,2 процента от общей численности инвалидов трудоспособного возраста, что почти в 1,8 раза ниже, чем в развитых странах. Для решения этой проблемы необходимо понимание со стороны бизнеса, что работник с инвалидностью может работать столь же эффективно, что и работник без инвалидности, со стороны инвалидов - что есть куда обратиться за помощью в трудоустройстве, есть реальные вакансии, что работодатель готов платить инвалиду вовсе не минимальную зарплату.
Безусловно, здесь необходимо решать вопрос образования инвалидов. Минобрнауки реализует мероприятия по повышению доступности профобразования инвалидов.
А какая зарплата сегодня у инвалидов?
Максим Топилин: Приведу данные по вакансиям, заявленным в органы службы занятости для трудоустройства инвалидов. 37,2 процента - это вакансии с размером оплаты труда от 10 до 15 тысяч рублей, 25,6 процента вакансий - с зарплатой от 15 20 тысяч, 12,8 процента вакансий - с зарплатой свыше 20 тысяч рублей. Относительно высокий уровень средней зарплаты, предлагаемой инвалидам на квотируемых рабочих местах, по сравнению с уровнем средней зарплаты в регионе - порядка 80 процентов - отмечается в Ивановской, Орловской, Рязанской, Тамбовской, Тверской, Пензенской областях, Республике Адыгея и ряде других регионов.
Государство тратит очень большие деньги на создание рабочих мест для инвалидов. В результате одно рабочее место обходится порой в 200-300 тысяч рублей. Многие эксперты считают, что это несоразмерные затраты и больше похоже не на "удочку" для инвалидов, а на "рыбу" для организаторов таких рабочих мест. Что вы об этом думаете?
Максим Топилин: Мы подали сигнал работодателям, что инвалид может работать наравне с работниками без инвалидности. Да, на первых порах мы привлекаем работодателей финансово, со временем этот процесс будет происходить без участия государства. Предпосылки к этому есть. Нередки случаи, когда работодатель в создание рабочего места для инвалида вкладывает куда больше, чем государство. Например, брайлевский принтер для слабовидящего человека стоит порядка 150 тысяч рублей: государство дает 100 тысяч, остальное платит организация. Значит, она понимает, что такой работник все равно принесет ему прибыль.
О том, что работодатели постепенно меняют свое отношение людям с инвалидностью, говорят и цифры. По данным органов службы занятости, из 23,9 тыс. инвалидов, трудоустроенных в 2012-2013 годах, в начале 2014 года продолжили работать 20,19 тысячи из них, то есть 84,5 процента. Значит, инвалиды востребованы со стороны работодателей.
Мы также ежегодно проводим опросы среди инвалидов: замечают ли они изменение отношения к ним? Наши замеры показывают, что да, число граждан, дружественно настроенных к инвалидам, из года в год растет. И, как мне кажется, в этом есть вклад, в том числе, социальной рекламы. Сейчас мы финансируем размещение рекламных материалов и производство субтитров в рамках программы "Доступная среда". Для субтитрирования было закуплено и передано телеканалам (Первый канал, Россия-1, Россия-К, НТВ, Карусель, ТВ Центр-Москва) специальное оборудование. Считаю, что в дальнейшем такая практика должна стать общепринятой - для всех телеканалов и прокатчиков фильмов, вплоть до установления специальной квоты по использованию образа инвалида в телепередачах и фильмах.
Инвалидам-водителям нужно будет предъявлять документы
В соответствии с постановлением руководства РФ от 21 января нынешнего 2016 года № 23 «О внесении изменений в ПДД Российской Федерации» изменился список документов, которые шофёр авто обязан иметь при себе и передавать сотруднику милиции для проверки. Указанные поправки были подготовлены с целью совершенствования правоприменительной деятельности. Второе изменение касается «льгот», устанавливаемых для водителей с ограниченными возможностями при постановке автомобиля на стоянку и проезд под знаки 3.2 «Движение запрещено» и 3.3 «Движение механических транспортных средств запрещено». Руководство РФ внесло изменения в ПДД для водителей — инвалидов: по требованию служащих ГИБДД они обязаны предъявлять документы, подтверждающие их ограниченные возможности. Также была затруднена идентификация таковых транспортных средств, так как размещение опознавательного знака «Инвалид» на них являлось обязательным только в случае парковки в зоне действия знака «Место стоянки», примененного с соответствующей табличкой «Инвалиды». Идет речь о случаях управления автомобилем инвалидом I либо II группы, а кроме этого транспортировки такого инвалида либо ребенка-инвалида. Как отмечает юрист, знак можно использовать, только когда инвалид находится рядом, так как за нелегальную его установку предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в 5 тыс. руб. с конфискацией знака, а для юридических лиц — 500 000 руб. с конфискацией знака.
Правительство представило список библиотек для незрячих и слабовидящих
Дмитрий Медведев утвердил форматы доступа незрячих и слабовидящих людей к информации, которые могут быть использованы только ими. Также премьер РФ определил список библиотек, предлагающих людям с нарушенным зрением адаптированные издания через информационно-телекоммуникационные сети (читай — Интернет и локальные сети).
Порядок доступа к таким изданиям описывается правилами, также утверждёнными главой правительства. В них подробно описывается порядок регистрации слабовидящих и незрячих пользователей в библиотеке, инструкции по обслуживанию для её персонала, список реалибитационной техники и программного обеспечения, необходимого для пользования специальными изданиями ряда произведений.
Благодаря этим дополнениям законодательства, люди с нарушенным зрением смогут брать адаптированные для них книги домой, а также получать к ним доступ удалённо через компьютер.
Татарстан занял 3 место в рейтинге регионов РФ по реализации программы «Доступная среда»
(Город Казань KZN.RU, 27 января). Татарстан занял третье место в рейтинге городов и регионов России по реализации программы «Доступная среда», уступив лишь Москве и Краснодарскому краю. Об этом сегодня стало известно на заседании итоговой коллегии Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ.
В десятку национального рейтинга «Доступная среда» по итогам 2015 года также вошли Чеченская республика, Белгородская область, Тюменская область, Свердловская область, Санкт-Петербург, Кемеровская и Новосибирская области.
В 2015 году в Татарстане под потребности инвалидов были адаптированы 101 объект социальной инфраструктуры и 145 общеобразовательных школ. Общий объем финансирования программы в прошлом году составил 250,3 млн. рублей. По состоянию на 31 декабря 2015 года на карту доступности была нанесена информация по 4557 объектам.
В 6 ГОРОДАХ РОССИИ ПРОВЕДЕНЫ СЕМИНАРЫ ПО ГОСПРОГРАММЕ
РФ «ДОСТУПНАЯ СРЕДА»
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы» в 2015 году была организована серия из 6 информационно-методических семинаров по распространению идей, принципов и средств формирования доступной среды для инвалидов и других МГН — для специалистов органов управления и учреждений системы социальной защиты населения и иных ведомств, а также для представителей общественных организаций инвалидов, участвующих в формировании доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН.
Количество участников семинаров достигло рекордных цифр по сравнению с предыдущими периодами проведения Минтрудом России подобных мероприятий и составило почти 1900 человек.
Семинары в 2015 году проведены в Калининграде (16-20 ноября), в Евпатории (17-21 ноября), в Горно-Алтайске (23-27 ноября), в Самаре (24-28 ноября), в Хабаровске (30 ноября-04 декабря) и в Волгограде (с 30 ноября по 04 декабря 2015 года).
Активное участие в работе семинаров принимали представители Департамента по делам инвалидов Минтруда России (заместитель директора департамента Н.С.Штангей, начальник отдела разработки и реализации программ в сфере реабилитации и социальной интеграции инвалидов Е.Л.Щекина, консультанты отдела: Е.С.Чечиль, А.М.Хромченко, А.А.Берновская), а также официальные лица – представители органов власти субъектов РФ, на территории которых проводились семинары.
На семинарах рассматривались и вызвали значительный интерес слушателей нормативно-правовые и организационные аспекты формирования доступной среды в свете положений Конвенции ООН о правах инвалидов, Федерального закона от 01 декабря 2014 года №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011-2020 годы». Специалисты органов власти и представители общественных организаций инвалидов обсуждали вопросы комплексного подхода и межведомственного взаимодействия при решении управленческих и практических вопросов доступности объектов и услуг для маломобильных граждан, вопросы организации мониторинга и оценки доступности объектов, практические аспекты их адаптации, вопросы использования информационных технологий в работе по паспортизации, в формировании и обновлении карт доступности, а также перспективы развития реабилитации и социальной интеграции инвалидов, формирования доступной среды в условиях развития законодательства в социальной сфере.
Особый интерес слушателей был выражен к практическим вопросам реализации положений федерального закона №419-ФЗ, федеральных порядков реализации требований доступности объектов и услуг, а также вопросы организации работы учреждений по оказанию помощи инвалидам на объектах и по инструктажу персонала. Обсуждение этих аспектов работы продолжалось не только в период выступления докладчиков, но и в перерывах, и в завершение каждого программного дня, в том числе в режиме коллективных и индивидуальных консультаций.
Как реализация программной части семинаров, так и последующие обсуждения, заданные вопросы и оказанные консультации, а также проведенное анкетирование показало высокий уровень заинтересованности слушателей – участников семинаров в получении актуальной информации по обсуждаемым тематикам, в развитии профессиональной информационно-методической поддержки специалистов разных ведомств по вопросам формирования доступной среды в современных условиях.
Анализ заполненных участниками анкет показал, что практически все слушатели отметили, что полученная на семинарах информация была:
- понятна, представлена доступным языком, с высоким уровнем профессионализма, эрудиции и опыта докладчиков,
- представлена с достаточным иллюстративным сопровождением,
- важна и полезна для профессиональной деятельности.
Слушатели отметили, что необходимо продолжение информационно-методических мероприятий различного формата (конференции, семинары, курсы) для специалистов по обсуждаемой тематике.
Среди предложений со стороны специалистов прозвучала, в частности, поддержка решения о развитии Специализированного раздела портала «Жить вместе» (для специалистов):
- как управленческого ресурса: с системой отчетности (по результатам мониторинга) и аналитики итогов паспортизации и адаптации объектов, по исполнению «дорожных карт», по реализации программ субъектов РФ, получивших софинансирование со стороны федерального бюджета в рамках исполнения государственной программы «Доступная среда»;
- как форума специалистов – для обсуждения новых нормативных правовых и методических документов, а также наиболее важных практических вопросов формирования доступной среды и документооборота;
- как площадки для проведения он-лайн конференций и вебинаров для специалистов.
Большинство участников семинаров выразили заинтересованность в получении системной информационно-методической и консультативной поддержки, в обучении по вопросам формирования доступной среды в современных условиях, а также в получении справочных и методических материалов по вопросам практического применения новых нормативных правовых документов.
По результатам проведенных семинаров руководством и специалистами Межрегионального ресурсного центра «Доступный мир» были подготовлены аналитические материалы и предложения по развитию деятельности в обсуждаемой на семинарах тематике, которые направлены в адрес Департамента по делам инвалидов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Выражаем благодарность за активное участие и помощь в организации и проведении семинаров руководству и специалистам органов социальной защиты населения и организациям субъектов Российской Федерации, принимавших на своей территории федеральные семинары:
в КАЛИНИНГРАДЕ:
- Майстер Анжелике Валерьевне, министру социальной политики Калининградской области;
- Строгановой Наталье Александровне, заместителю министра социальной политики Калининградской области;
- Паниной Ольге Петровне, начальнику отдела по делам инвалидов;
- Шабалиной Ирине Анатольевне, ведущему консультанту отдела по делам инвалидов;
- Матвиенко Юлии Валерьевне — ведущему консультанту отдела культурно-досуговой работы и библиотечного дела Министерства культуры Калининградской области;
- администрации ГБУК «Калининградский областной музей янтаря»;
в ЕВПАТОРИИ:
- Романовской Елене Васильевне, министру труда и социальной защиты Республики Крым;
- Гаркуше Сергею Петровичу, заместителю министра труда и социальной защиты Республики Крым;
- Байдецкой Марине Анатольевне, заместителю главы администрации города Евпатория Республики Крым;
- Федоренко Анжелике Валерьевне, руководителю Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории;
- администрации ГБУ Республики Крым «Центр профессиональной реабилитации инвалидов» (Щавинской Людмиле Александровне, директору);
- администрации ТОК «Евпатория» (Очеретяному Александру Александровичу, директору);
в ГОРНО-АЛТАЙСКЕ:
- Сафроновой Ольге Александровне, заместителю Председателя Правительства Республики Алтай (по социальным вопросам);
- Тюхтеневой Валентине Акчабаевне, министру труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай;
- Павленко Варваре Владимировне, первому заместителю министра – начальнику отдела социального развития;
- Езеневой Неле Михайловне, главному специалисту отдела социального развития;
- администрации АУ РА «Дирекция Центра Искусств»;
в САМАРЕ:
- Антимоновой Марине Юрьевне, Министру социально-демографической и семейной политики Самарской области;
- Низовцевой Оксане Олеговне, заместителю министра социально-демографической и семейной политики Самарской области – руководителю департамента социальной защиты населения;
- Устиновой Елене Владимировне, руководителю Управления реализации государственной политики по социальной защите инвалидов Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области;
- Хытовой Елене Владимировне, главному специалисту управления реализации государственной политики по социальной защите инвалидов министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области;
- администрации ГАПОУ СО «Самарский государственный колледж» (Шалдыбиной Оксане Николаевне, директору, Краснопевцевой Наталье Анатольевне, заместителю директора по учебной работе);
- администрации ГБУ СО «ЦСО Самарского р-на г.о. Самара» (директор учреждения Землянская Надежда Пантелеевна, заместитель директора по административно-хозяйственной деятельности Еремеева Галина Александровна);
- коллективу «Самарские звезды» (руководитель Ухмакова Марина Валерьевна);
в ХАБАРОВСКЕ:
- Петуховой Светлане Ивановне, заместителю министра социальной защиты населения Хабаровского края – начальник управления социальной поддержки населения;
- Рощиной Ирине Николаевне, начальнику отдела по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов;
- Ефимовой Екатерине Лионидовне, начальнику сектора по вопросам доступности объектов социальной инфраструктуры КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску»;
- администрации КГАУК «Хабаровский краевой музыкальный театр»;
в ВОЛГОГРАДЕ:
- Олейникову Александру Анатольевичу, помощнику Губернатора по делам инвалидов Администрации Губернатора Волгоградской области;
- Мержоевой Зине Османовне, председателю Комитета социальной защиты населения Волгоградской области;
- Завражину Алексею Юрьевичу, заместителю председателя Комитета;
- Сухановой Ольге Михайловне, начальнику отдела по делам инвалидов Комитета социальной защиты населения Волгоградской области;
- Ивановой Ирине Владиславовне, заместителю начальника отдела по делам инвалидов Комитета социальной защиты населения Волгоградской области;
- руководству ГКУ СО «Волгоградский областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» (директор Корчагина Вера Николаевна) и коллективу «Аленький цветочек».
Стали известны сроки старта мониторинга доступной среды в школах
Главным направлением партпроекта «Единая страна – доступная среда» остается поддержка и социализация людей с ограниченными возможностями здоровья. В скором времени в рамках реализации проекта будет проведен мониторинг обеспечения доступной среды в школах. Как пояснил руководитель партпроекта, зампред комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Терентьев, в образовательных учреждениях и оздоровительных детцентрах мониторинг должен выявить наличие специальных условий, кадрового состава, профподготовки педагогов и уровня владения ими необходимыми навыками.
Необходимость мониторинга, по словам Терентьева, обусловлена тем, что обучение людей с инвалидностью – это непростой образовательный процесс, который требует тщательной проработки всех его этапов.
«В течение лета мы проводили подготовительную работу, нами была разработана методика. Очень долго спорили, что это такое – доступность, поскольку доступность – понятие многоплановое», - сказал он.
Как полагает руководитель партпроекта, доступность – «это не только наличие пандусов и подъемников». «Это, прежде всего, подготовленный персонал и преподаватели, это наличие в системе тьюторов, с пониманием, что такое аутизм, что такое ДЦП, что такое заболевания опорно-двигательного аппарата», - убежден он.
«Обсудив все точки зрения, было принято решение уделять больше внимания доступности с точки зрения физической среды, - сообщил Терентьев. - Дело в том, что в рамках нашего проекта нет достаточного количества специалистов, которые понимают, что такое инклюзия, тьютор. Такие вещи пока что будет тяжело оценить».
По итогам летних обсуждений было принято решение провести мониторинг после начала учебного года, чтобы, как сказал Терентьев, увидеть, насколько удобно детям пользоваться установленной инфраструктурой. «Летом в Министерстве образования был создан Совет по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Совет возглавил министр образования РФ Дмитрий Ливанов. Его заместитель Вениамин Коганов является первым заместителем Совета, и он, по поручению премьер-министра Дмитрия Медведева, отвечает за другие направления, связанные с инвалидностью и созданием доступной среды», - рассказал собеседник Главным направлением партпроекта «Единая страна – доступная среда» остается поддержка и социализация людей с ограниченными возможностями здоровья. В скором времени в рамках реализации проекта будет проведен мониторинг обеспечения доступной среды в школах. Как пояснил руководитель партпроекта, зампред комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Терентьев, в образовательных учреждениях и оздоровительных детцентрах мониторинг должен выявить наличие специальных условий, кадрового состава, профподготовки педагогов и уровня владения ими необходимыми навыками.
Необходимость мониторинга, по словам Терентьева, обусловлена тем, что обучение людей с инвалидностью – это непростой образовательный процесс, который требует тщательной проработки всех его этапов.
«В течение лета мы проводили подготовительную работу, нами была разработана методика. Очень долго спорили, что это такое – доступность, поскольку доступность – понятие многоплановое», - сказал он.
Как полагает руководитель партпроекта, доступность – «это не только наличие пандусов и подъемников». «Это, прежде всего, подготовленный персонал и преподаватели, это наличие в системе тьюторов, с пониманием, что такое аутизм, что такое ДЦП, что такое заболевания опорно-двигательного аппарата», - убежден он.
«Обсудив все точки зрения, было принято решение уделять больше внимания доступности с точки зрения физической среды, - сообщил Терентьев. - Дело в том, что в рамках нашего проекта нет достаточного количества специалистов, которые понимают, что такое инклюзия, тьютор. Такие вещи пока что будет тяжело оценить».
По итогам летних обсуждений было принято решение провести мониторинг после начала учебного года, чтобы, как сказал Терентьев, увидеть, насколько удобно детям пользоваться установленной инфраструктурой. «Летом в Министерстве образования был создан Совет по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Совет возглавил министр образования РФ Дмитрий Ливанов. Его заместитель Вениамин Коганов является первым заместителем Совета, и он, по поручению премьер-министра Дмитрия Медведева, отвечает за другие направления, связанные с инвалидностью и созданием доступной среды».
ДК "Южный" в Чебоксарах стал максимально доступной территорией для инвалидов